Пропаганда як комунікація та комунікація як пропаганда

ДЖЕРЕЛО: https://hvylya.net/analytics/282807-propaganda-kak-kommunikaciya-i-kommunikaciya-kak-propaganda

Пропаганда повернулася до центру нашої уваги через війну. Разом із війною йде зіткнення ідей та аргументів, коли кожна зі сторін намагається виправдати свої дії. Росія, яка напала на Україну, вигадала міфічні причини цього у вигляді денацифікації та демілітаризації. Розквітають інформаційні та когнітивні війни, коли в голову кожного, як за радянських часів, заглядає чужий. Кожна військова дія автоматично підкріплюється інформаційною. При цьому інформаційна війна підкріплена реальною війною.

Пропаганда аналізує не життя, а наші уявлення про неї. Тому вона може їх міняти. Лише трансформуючи їх, ми можемо спробувати змінити і життя. І це може бути революцією, тому влада ніде не зацікавлена у таких фундаментальних змінах. Вони пропонують вихід пари іншими способами. Наприклад, антисемітські заворушення Дагестані. Це один із найбідніших регіонів, тому незадоволеність знайшла інший вихід.

Будь-яка помилка тепер зводиться в правило. Так було з виступом Зеленського в канадському парламенті, де його вітала "неправильна людина". Це також могло бути організовано, якщо, наприклад, сьогодні встановлено, що антисемітські графіті у Франції створювалися спеціально.

ДАЛІ МОВОЮ ОРИГІНАЛУ 

В целях пропаганды сначала трансформировали реальность: "Следователи считают, что звезды Давида рисовали два гражданина Молдовы, которые уже задержаны. Еще один человек отвечал за то, чтобы сфотографировать результат и отправить снимки для распространения. Кроме того, правоохранительные органы подозревают, что задержанные граждане Молдовы выполняли похожие задания в других европейских странах" (В распространении информации об антисемитских акциях в Париже нашли российский след https://www.agents.media/v-rasprostranenii-informatsii-ob-antisemitskih-aktsiyah-v-parizhe-nashli-rossijskij-sled/).

Пропаганда создает физический мир по своему образу и подобию, то есть мир должен походить на пропаганду, а не наоборот. Утрируя, можно сказать, что мир может быть солнечным, только если ему разрешит пропаганда...

Бывший советский человек был очень послушен. В голове у него было записано главное правило, которое в песне формулировалось так: Жила бы страна родная и нету других забот (Л. Ошанин. Песня о тревожной молодости). То есть энтузиазм эпохи рождения СССР попытались распространить на весь период. Потом вожди старели, а песни все равно молодели.

Песни были условной советской "таблицей умножения". Там всегда добро побеждает зло, мы бесконечно строим новое, а молодежь поет и влюбляется. Песня программирует все наши действия:

Если завтра война, если враг нападет

Если темная сила нагрянет, —

Как один человек, весь советский народ

За любимую Родину встанет

(В. Лебедев-Кумач)

Или: Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

Из тысяч грозных батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину — огонь! Огонь!

(В. Гусев)

О Шамане: "Путинское государство постправды никуда не делось. Путин до сих пор больше всего боится искренних людей, в том числе искренних сторонников. Путину нужна лояльность, ему не нужны люди со взглядами. И здесь можно достаточно спокойно заявлять о том, что никаких нацистских взглядов у Шамана нет, ровно потому, что он конъюнктурщик. Сегодня выгодно петь это, а завтра будет выгодно петь что-то иное, и он будет исполнять что-то иное"

(Воронин И. Лига выдающихся пропагандистов https://www.svoboda.org/a/liga-vydayuschihsya-propagandistov-/32679639.html)

Аксиомы из песен должны претворяться в жизнь и внушать спокойствие. Без этого никак не обойтись. А еще в помощь приходили литература и особенно кино. Они были заполнены и героями, и злодеями. Это был тоже учебник, но для взрослых. И так как взрослые учиться не особенно любят, то для них пригодятся песни и фильмы.

СССР умел порождать новости без новостей - ничего нового там по сути не было. Это были такие ритуальные новости, демонстрирующие правильное поведение по отношению к "советским богам", уже ушедшим и действующим. Поклонение - это самый древний инструментарий, демонстрирующий твою "неопасность" для власти.

Хорошей новостью может быть обычное действие. Примером может быть условное перерезание ленточки на открывающемся объекте. Часто его сдавали по плану, а потом доводили до ума, поскольку он мог быть не до конца готовым, а план требовал... "Я наших планов люблю громадье..." - писал Маяковский...

Новости были не новостями, а виртуальными объектами, близкими к литературе. Пусть они были похожими, но зато хорошими. И каждый имел право на свое виртуальное счастье. Настоящего счастья надо добиваться, за него надо бороться. А виртуальное счастье возникает, когда твой разум/душа растворяются в кино-театре-литературе, то есть не в реальном, а в виртуальном мире.

В этом плане СССР был счастливой страной, хотя в нем была запрещена политика. Вряд ли выход на демонстрацию 7 ноября кто-то может назвать политикой. Это было проявлением особой политической религии. Там можно только поклоняться, склонив голову. И главное не перечить мудрым решениям партии и правительства.

Мы же признаем обычную религию, почему бы не признать религию политическую. Если ты в нее веришь, тебе хорошо, а не веришь - тебе плохо. Священники объявят тебя вероотступником... Или, что еще хуже, изменником. Завтрашний день, как объявлялось, будет лучше вчерашнего. И это, наверняка, лучше загробной жизни.

Переход к новому этапу, который назвали перестройкой, начался со смены медийной картинки. СССР жил, понимая, что не все так плохо. Перестройка началась с картинки, что не все так хорошо. Это две конкурирующих картинки действительности.

Пропаганда хорошо работает в случае отсутствия других мнений. Советская пропаганда добивалась это тем, что все от медиа, школ и вузов говорили в унисон. Человек мог сомневаться в частностях, но не в генеральной линии партии. Интересно, что партийные функционеры были выше государственных.

Перестройка даже не рушила эту иерархию. Она просто разрешила допуск в стерильное информационное пространство других людей. Первыми были международные комментаторы, которые вдруг стали подавать ту же Америку не как "исчадие ада".

Перестройка - это иные медиа. Точно так было и в период оттепели, когда появились иные произведения литературы и кино. И это стало такой отдушиной, поскольку литература и искусство "приблизились" к человеку и его проблемам.

Всплески развития тех или иных медиа ведут к политическим последствиям. Тоталитарные СССР и Германия были результатом всплеска кино и, хотя и менее, литературы. Девятнадцатый век создал художественную литературу для масс. Впервые с приходом заводов работающий человек получил свободное время, что дало расцвет роману. Буржуа читали их в послеобеденное время. То есть появился читатель.

Двадцатый век стал веком телевидения, как до этого девятнадцатый был веком литературы. Мы уже живем сейчас в иное время - в эпоху интернета. Длинные тексты теперь не в почете. Но интернет это скорее реагирующий на действительность, а не создающий ее инструмент. Революции интернета в арабских странах сегодня уже такими не считаются. Активность там была англоязычной и не влияла на арабов, а была направлена на Запад.

В любом случае в современном мире объемы информации, которые падают на голову стали беспрецедентными. И это еще одна из причин внезапного расцвета пропаганды. Против машины пропаганды индивид, как правило, бессилен. Информационные потоки не остановить чайной ложкой...

Мы должны учитывать более общие правила, чтобы быть успешными в конструировании нового. И не только конструировании, но даже и в понимании. Сегодня этот вход разных медиа связывает с разными этапами развития человечества.

Не следует забывать и то, что два тоталитарных режима СССР и Германии были созданы мощными медийными механизмами. Управляемые газеты и кино сделали иным массовое сознание. Конечно, несогласных отправляли за решетку. Но главный вклад в создание любви граждан к государству сделали медиа. Кстати, Геббельс восхищался "Броненосцем Потемкин" С. Эйзенштейна. То есть цели могли быть разными, а инструментарий оставался одним.

Сегодня исследователи вводят понятие метамодернизма для описания времени,в котором мы живем (Le Cunff A.-L. An introduction to metamodernism: the cultural philosophy of the digital age https://nesslabs.com/metamodernism). Модернизм связали с эпохой радио, постмодернизм (1945 - 2005) с эпохой телевидения, а новый метамодернизм - с эпохой интернета. Еще точнее звучит фраза, что метамодернизм связан с эпохой онлайновой креативности. Люди оказываются объединенными своими собственными историями/рассказами, поэтому растет связность, эмпатия, рассказывание историй. Активность, как получается, переходит к тому, кто в прошлым моделях был пассивен. Теперь он - активный игрок. Слушатель как бы стал одновременно и говорящим.

Отсюда следует умирание прошлых медиа, которые не давали возможности для такой активности. Ушла эра книг и ... умных людей, которые действительно были глубоки. Они достигали глубин человеческой души и в описании, и в проникновении в человека. Их условно можно назвать атомоходами. Сегодня эпоха парусников, скользящих по воде ради развлечения...

Еще одной характерной чертой стало создание как бы общих текстов, что происходит в интернете, когда задействована активность многих. Одни нападают на других, другие - на третьих ... Интернет бурлит, но на выходе ... ничего. Интернет ничего не "гасит", а только раздувает. Этот информационный вал сметает все на своем пути.

Сильным медиа нужны сильные авторы. Медиа для всех - это рассказы о светской жизни, актерах и актрисах, свежих фильмах... Это медиа для праздника, но не для работы. Праздники, конечно, нужны, но нужна и работа... Исчез труд, все делается, условно говоря, легким прикосновением пера...

Эра "информационных парусников" плоха еще и потому, что пропаганда действует как броненосец, легко их побеждая... Пропагандисты бьют прямой наводкой, у них бесконечные ресурсы, а расхлебывать эту кашу придется следующим поколениям.

Пропаганда - это тоже коммуникация, но коммуникация особая. Она всегда громче други. Пропаганда не бывает неправильной, но только в свой период времени. Новое время приходит с новой пропагандой.

#
«Мультимедійне онлайн-медіа «АУП-info»
(ідентифікатор в Реєстрі суб’єктів у сфері медіа: R40-00988)
envelopetagclockmagnifiercrosschevron-uparrow-leftarrow-right