Георгий ПОЧЕПЦОВ, rezonans.kz
С появлением соцмедиа мир перешел к индустриальному производству индивидуальных мнений. Этот парадокс сочетания индустриального и индивидуального и привел к поляризации обществ, фейкам и расцвету конспирологии, поскольку теперь абсолютно все прорывается в публичное пространство, так как исчез контроль достоверности, характерный для традиционных медиа. Теперь каждый стал медиа, где тиражируется своя картина мира.
Соцмедиа производят, тем самым одновременно распространяя, множественные мнения индивидов. По этим мнениям затем работает целая индустрия микротаргетинга, определяющая психологические портреты пользователей, включающие значимые для них “болевые” точки. Тогда последующая коммуникация будет иметь больше шансов на успех.
Массовое производство мнений сделало открытым для информационного воздействия любого человека с аккаунтом в соцмедиа. Внешне представленная информация теперь легко перекодируется во внутреннюю картину мира этого человека. Любой “лайк” стал замочной скважиной, сквозь которую ее можно увидеть.
Возникли также облегченные типы воздействия во внешней среде. Соцмедиа стали дешевым способом размещения любой информации. Это делают автоматические боты, информацию которых затем начинают тиражировать обыкновенные пользователи. И поскольку отрицательная информация распространяется в шесть раз быстрее положительной, именно ею заняты те, кто создает первый информационный удар.
Соответственно, попадая в руки того, кто способен организовать массовое производство индивидуальных мнений, превращаемых в индустриальные потоки, будет лежать управление массовым сознанием. Оно будет незаметным, так как будет состоять из тысяч маленьких информационных “капель”, которые сольются как бы самостоятельно в единую информационную реку.
Одним из таких внешних для Запада информационных игроков оказалось интернет-агентство в Санкт-Петербурге. Его так называемые “петербургские тролли” пришли в мир, чтобы разрушить его представления, заменив их своими. Это сложно сделать со всеми представлениями, но в кризисных ситуациях это становится очень важным, что показала президентская избирательная кампания в США. Более того, такие информационные интервенции сами могут становиться источниками таких кризисных ситуаций.
Соцсети сегодня пытаются бороться с координированными действиями, выдаваемыми за индивидуальные мнения. Это происходит достаточно часто, например, Twitter удаляет сто таких синхронных аккаунтов, 69 которых «продвигали сюжеты, поддерживающие российские власти» и «ослабляли веру в стабильность и надежность НАТО», а 31 – соцсеть связывает с российским Агентством интернет-исследований” [1].
В результате ФБР обвиняет лично Е. Пригожина во всей созданной на Западе информационной буре: “Из файла на сайте ФБР следует, что американские власти подозревают Пригожина в том, что, находясь в Санкт-Петербурге, он создал агентство по исследованию интернета. Он предположительно руководил и наблюдал за действиями этого агентства по вмешательству в политические и электоральные процессы на территории США. В ФБР полагают, что для деятельности агентства были приобретены серверы, созданы «сотни фиктивных онлайн-персонажей», которые пользовались украденными личными данными граждан США. Впоследствии эти персонажи взаимодействовали с большим количеством американцев с целью вмешательства в политическую систему США, включая президентские выборы” [3]. И даже сам Пригожин откликнулся на этот призыв ФБР [4], а его фирма Конкорд в виде прикола даже дала его адрес за предложенное вознаграждение ([5], см. также [6]). Там заодно возник еще один политический игрок со стороны России – К. Килимник [7].
О “фабрике троллей” написаны десятки статей только на русском [8 – 17], она известна по всему миру, и лишь одно это может быть доказательством ее особой роли. При этом работа ее не утихает ни на минуту, не глядя на разоблачительные статьи и внимание исследователей по всему миру.
Эта система активно работают и внутри России. Начав с 5 миллионов пользователей, в 2017 году они дошли до 36 миллионов: “Сайты «фабрики медиа» дружно обходят крупнейшие российские информационные издания в интернете: сайт «Комсомольской правды» в тот же период посетили около 33 млн человек, «РИА Новости» — примерно 28 млн (данные Liveinternet). А среднемесячная аудитория федеральной сети городских интернет-порталов Regional Network (часть группы компаний Hearst Shkulev) — 25 млн уникальных пользователей, указано на официальном сайте” [9].
ФАН – федеральное агентство новостей повторяет и усиливает нужную властям модель мира. Текущими новостями подтверждается то, что уже многократно говорилось:
И все это открылось уже на первой странице сайта ФАН. То есть новости представляют собой не столько новости как активацию нужного к ним отрицательного отношения, являясь аналогом инструментари телевизионных политических ток-шоу Киселева или Соловьева, где также повествуется о врагах России, а не о ее свершениях.
Некоторые граждане требуют закрытия программы Соловьева [23]. С. Шнуров посмотрел на Соловьева исторической перспективе: “музыкант отметил, что в начале 2000-х Соловьев был даже “физиономически другой”. Он был по-другому сложен и говорил по-другому, добавил Шнуров. По его мнению, в какой-то момент Соловьев стал играть в этот образ, а затем “стал тем, кем он стал”. Однако музыкант подчеркнул, что человек не может быть “неискренним так долго и постоянно”. Произошедшее с Соловьевым Шнуров объяснил тем, что произошло в произведении японского писателя Абэ Кобо “Чужое лицо”. Там маска приросла к лицу человека, и он “фактически стал заложником своей роли”” [24 – 25].
Но власть любит Соловьева, поэтому разрешает ему то, что другому бы запретили:
Его и других пропагандистов манипулятивные технологии изучаются [31 – 32]. Это “живая” пропаганда в отличие от “мертвой” пропаганды советского времени. Правда, каждая пропаганда, которая делается твоими современниками, влияет на тебя больше, чем вчерашняя.
Манипулятивные технологии иногда прорываются на уровне “репетиций”, кому и что говорит, как произошло с видео Скабеевой, выложенное Собчак: “Отдельно она обратилась и к Ксении Собчак, которая «распространяет подсмотренный за мною видос». Скабеева припомнила ей слова из интервью Юрию Дудю, в котором Собчак говорила, что приличные люди «не слушают чужих разговоров и не читают чужие письма». «Не люблю лицемеров», — добавила Скабеева. Сама Собчак не преминула ответить Скабеевой, поинтересовавшись, можно ли сравнивать «публичный разговор с большой командой на площадке и личный телефонный разговор (о нем шла речь в интервью с Юрием Дудем), доступ к которому есть только у спецслужб». «Не, Ольга, тут такие манипуляции не проходят», — добавила Собчак” [33].
Вот еще один рассказ об этой же “тренировке” телеэкспертов: “Скабеева (распоряжается): – Так, так, Скачко правильно встал. Игорь Юрьевич [Коротченко] сюда, а этих сдвигай. («Этих сдвигай» – прямо при гостях. Куклы они и есть). Гость (дисциплинированно): – А я правильно встал? – Да. Просто не такая рассадка. Вот так надо, как я щас сказала. – Гордей! – продолжает командовать Скабеева. – Пусть не трогает Навального. Так лучше будет. Гордей согласно хмыкает. Это проукраинский украинец. Ему по роли разрешается ругать российскую позицию. Но не тогда, как видим, когда речь идет о Навальном. Тут Гордей должен заткнуться. И слушать, как Навального мочит остальная бригада. – У нас сейчас первый блок, – объявляет ведущая. – Мы не сразу к нашей любимой теме переходим. Мы сначала от сердца, от души, про «Северный поток», про двойные стандарты, про то, как они нам все надоели, а уже потом все это расшифруем…. – …Про «двойные» стандарты, про то как они нам надоели, спрашиваем Мартынова, Коротченко, Дмитрия Габитовича [Абзалова] и вот этим патриотическим составом переходим на второй блок, – продолжает она инструктаж, в общем даже со здоровой (или нет) долей цинизма. И эти, дрессированные, про одного из которых Скабеева сказала помощнику «все люди как люди, а этот как мартышка», они конечно сделают все, как им сказано. И особенно «антироссийский» Гордей, которому по ходу обмена тамошними специфическими шуточками было предложено место губернатора Николаевской области в составе РФ” [34].
Это и не может быть по-другому, так как любое организованное информационное воздействие должно быть системным, хотя подаваться как случайный процесс. Это должно выглядеть как неуправляемый процесс, являясь достаточно программируемым.
Чему-то подобному учил Оруэлл: можно проиграть в физическом пространстве, но это не играет никакой роли, если мы объявляем о своей победе в пространстве информационном. По сути информационное пространство – шире, оно охватывает не только данный момент, но и управляет прошлым и будущим. Кричать “Ура!” всегда можно…
В современных условиях это выглядит так: “В рамках существующего расклада власть идеологическую инициативу полностью потеряла. Она может опираться либо на силовой ресурс, либо на жертв пропаганды и телевизора. Но жертвы телевизора — это, как правило, пассивные люди, которые поддерживают любую власть. Грубо говоря, если завтра президентом будет Навальный, то все те, кто сейчас верит Киселеву и Соловьеву, начнут верить Навальному и станут его самыми ярыми сторонниками. Вместо Киселева завтра появляется Любовь Соболь в эфире, и все, кто смотрел Соловьева, будут с таким же восторгом смотреть на нее или Киру Ярмыш. Более того, они забудут в течение 15 минут о том, что им говорили до этого. Аудитория телевизора не запоминает факты и аргументы, а некий итог. Есть исследования, которые доказывают, что наше российское телевидение усиливает деменцию у пожилых людей, потому что остается некий эмоциональный фон и какой-то вывод, а аргументация не является рационально значимой. Поэтому, если вам сменят результат, скорее всего, вы забудете все, что было сказано раньше, потому что это очень смутно усвоено. То же самое было в конце Советского Союза. Тогда сменили только тезис, пропагандисты остались старые. Они просто говорили противоположное, но никто не помнил, что еще месяц назад было иначе, кроме продвинутых интеллектуалов, которые и раньше им не верили. Сейчас, скорее всего, станет немного сложнее, потому что в силу кадровых моментов придется сменить пропагандистов. Тогда будет другая физиономия в эфире, но и ей начнут верить. Но это не опора для власти. Все может поменяться за 24 часа. А реальная опора — те люди, которые будут поддерживать именно эту власть как таковую. Например, у Мадуро такая опора была и есть, поэтому он устоял. Даже на фоне массового народного возмущения тем не менее где-то 30 процентов народа были за него, не за телевизор и пропаганду, а именно за Мадуро. А у нас этой трети нет, зато есть та, которая за телевизор” [35]
Но Соловьеву его сегодняшняя аудитория верит, поэтому он может говорить, что угодно, не боясь потерять своих поклонников. Ромир определил, что Соловьев вышел на первое место по уровню доверия [36 – 37]. Ю. Дудь идет на втором месте после него. Однако этого уже нельзя сказать о молодом поколении, они доверяют Киркорову и Собчак [38]. И мне даже не хочется думать о причинах этого.
За доверие и платят. Зарплаты просто сумасшедшие с точки зрения граждан: Соловьёв — 67 млн, Киселёв — 20 млн, Скабеева — 4 млн [39]. Соловьев сразу же опроверг такие свои лидирующие позиции [40].
Соловьева просто слишком много в эфирах. Даже С. Шнуров заметил: «Навальный стал похож на Соловьева по присутствию в медийном пространстве. Я думаю, что это сделано специально. Его слишком много, и как раз он должен надоесть. Такая стратегическая задача стоит, я думаю, у администрации президента, и она вполне себе реализуется» [25].
Это проявилось и в комедийном ток-шоу на ТНТ:
“21 февраля на ТНТ показали 17-й выпуск седьмого сезона «Однажды в России». В официальной группе шоу его описали так: «Нам удалось собрать всех главных пропагандистов нашей страны в одном шоу!»
Всего 17-й выпуск длится 40 минут. Уже в начале главная звезда шоу, комик Азамат Мусагалиев, сообщает зрителям, что их ожидает пародия на Владимира Соловьева. Соловьева Мусагалиев называет «самым выносливым патриотом страны»: «Посудите сами: он может четыре часа любить Россию в интернете, потом перекурить — и еще три часа на телевидении». Пародию на передачу «Вечер с Владимиром Соловьевым», которая выходит на телеканале «Россия 1», комики назвали «Вечер с Владимиром Соловьевым-Разбойниковым». В этом скетче сам Мусагалиев в роли Соловьева-Разбойникова рассказывает, что Бог выгнал из России Адама и Еву, но оставил в стране 145 миллионов добропорядочных россиян. Также он представляет «коллег», которые делают Россию «самой непобедимой страной в телевизоре». В скетче появляются и другие комики — в ролях Артема Чуть Что Хватаю Зашейнина (пародия на ведущего Первого канала Артема Шейнина) и Оленьки Скарабеевой (отсылка к ведущей «России 1» Ольге Скабеевой). Скетч длится шесть минут. Участники обсуждают любовь к России, низкие зарплаты и цены на нефть. Вот несколько цитат.
— Доллар по 80, низкие зарплаты — это ли не любовь?
— Коллеги, мы спорим, а у нас нефти до задницы, серьезно. Если всю нефть нашу разлить по планете, людям получится где-то до задницы.
— Наша страна — самая большая страна с запасами нефти, газа. И, конечно же, терпения.
Актер, пародирующий Дмитрия Киселева (он в шоу представлен как Киселеееев, с протяжной «е»), сравнивает Россию и США: «Россия и родина начинаются на „ро“. А Америка и анал начинаются на „а“. Совпадение? Не думаю!» — «Молодец, что никогда не думаешь, — говорит Соловьев-Разбойников. — Одни за океаном подумали, и что? Полстраны стали геями, полстраны — неграми». «Смотрите меня каждый день по шесть часов на телеканале „Россия“! На канале, который превращается постепенно в мой круглосуточный подкаст», — заканчивает скетч Азамат Мусагалиев (он же Соловьев-Разбойников)” [41].
И тут же пародия исчезает, что выводит на владельцев – Газпром-медиа: “Пародия юмористов из шоу «Однажды в России» на канале ТНТ, в которой они высмеяли «главных пропагандистов» страны, удалена с YouTube и онлайн-кинотеатра Premier, который принадлежит «Газпром-медиа»” [42].
До этого был такой же случай цензуры даже фильма: “В декабре 2019 года Premier удалил пятую серию фантастического сериала Павла Костомарова «Эпидемия» о неизвестном вирусе в Москве, в которой есть сцены беспорядков и расстрела мирных жителей силовиками. Вскоре серию вернули, однако в начале шестого эпизода озвучивалось сообщение о том, что расстрелом мирных жителей занимались не силовики и военные, а «представители незаконных вооруженных формирований», которые выдают себя за силовиков” [43]. Кстати, точно так ТНТ удалил из эфира и “Слугу народа” с Зеленским в главной роли [44]. То есть даже художественные фильмы несут опасность…
Правда, Соловьев тоже как бы “потопал ногами”: “Честно скажу, меня удивила вся эта история (с публикацией и последующим удалением пародии). Какие-то они [на телеканале] суетливые. Сами ставят, сами снимают, сами удаляют, сами же делают из этого большую историю. Я к этому каналу не имею никакого отношения — не работаю там. У них, очевидно, вот такая странная политика. Они живут в своем мире, делают что хотят” [45 – 46].
Как видим, чтобы получать не просто большие, а очень большие деньги, надо еще бороться и за свою репутацию. По этой причине болезненны и “отклонения” у других пропагандистов [47 – 54].
Политические ток-шоу организованы как тир против врагов. Они там все на виду – стреляй не хочу… “Новая газета” собрала такие информационные выстрелы от В. Соловьева и его экспертов в свою сторону. Очень впечатляет [55]:
– «Прозападные подстилки-СМИ… Есть такая структура, она притворяется российской. Некая “Новая Газета”» – «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 24.01.2021;
– «Как только те же самые Пархоменко, та же самая Латынина. <…> Они сектанты. Они требуют тех, кто не соответствует их взглядам, вешать, убивать, убивать их детей. Вы почитайте. Не конкретно там Пархоменко и Латынина. Но почитайте, как они травят всех, чье мнение им не нравится» – Владимир Соловьев в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» от 01.02.2021;
– «Они же сектанты. Они едины, кто спасутся. Поэтому у них идет обоготворение своего вождя. …Но это тоталитарная секта» – Владимир Соловьев в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» от 02.02.2021
– «У меня вопрос к господину Муратову, я вас знаю много лет. У вас хотя бы остатки совести сохранились? Или, как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь? Как можно так нагло лгать? Как можно не видеть все, что происходит? Или у вас болезнь Венедиктова? Жесткая деменция в связи с алкогольной зависимостью?» – Владимир Соловьев в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 24.01.2021
Пропаганда является государственным счастьем коммуникации. Там чиновники могут услышать приятные для себя слова. А то они живут пока, как начальник полиции у Е. Шварца, который выходил подслушать, что говорят граждане в штатском, но в сапогах со шпорами, объясняя это тем, что в противном случае такого наслушаешься, что потом полночи не спишь…
Литература