Георгий Почепцов
Фейки получили столь широкое распространение, поскольку сегодня они стали анонимным инструментом таких стран, как Китай, Россия и Иран, по продвижению их интересов в первую очередь в западном медиапространстве, поскольку именно Запад является их геополитическим противником. Эти действия видны специалистам, но не видны широкой общественности.
Работа в чужом медиапространстве всегда будет достаточно креативной. Надо знать не только язык, но и культуру страны-цели, болевые точки сознания ее граждан, поэтому часто такие информационные действия ведутся под кураторством бывших или действующих разведчиков, работа которых как раз и состоит в хорошем знании целевой страны.
Наступление всегда ищет слабые места и новые подходы. Оно всегда креативно. Информационное наступление действует точно так. Китай сегодня, например, осваивает под политические цели молодежную платформу TikTok (1). Россия стала работать системно после ситуации со сбитым малайзийским авиалайнером (2). Теперь это координируемые из единого центра действия. Китай, например, даже запрещает своим специалистам по кибербезопасности из частного сектора принимать участие в конференциях на Западе (3). Иран делает свои шаги в этом направлении, поскольку он заинтересован в символических атаках на исторических оппонентов режима, а это США, Великобритания и Израиль (4).
Кстати, после убийства генерала Сулеймани Иран развернул кампанию в Instagram, Twitter и других соцсетях, где можно было увидеть, например, отрубленную голову президента Трампа, фото ребенка на фоне покрытых флагами гробов со словами "Готовьте гробы". Посты в соцмедиа имели хештеги "Жестокая месть" (#HardRevenge) и "Смерть Америке" (#DeathToAmerica) (5).
Информационное пространство давно уже стало полем боя. Только теперь борьба ведется за нематериальные объекты. Причем эта борьба гораздо более скрытая, чем обычная война. Там снаряды и взрывы были на виду, а тут все происходит скрытно, поскольку основная битва разворачивается в головах людей.
Мы хотим понимать наш не всегда поддающийся осмыслению мир. Конспирология поэтому всегда будет ближе и понятней любому человеку, чем любое официальное объяснение, поскольку она строится на его страхах и предубеждениях. Конспирология в этом плане родственница фейка, который также как бы специально создается для нашего разума. И в том, и другом случае есть опора на то, чего мы больше всего боимся, от кого мы хотим спрятаться.
Сталинская теория врагов народа базировалась на таком же элементарном инстинкте. Чужие – опасны, враги народа – чужие... Избавимся от врагов народа, заживем счастливо и богато.
Фейк – вроде бы новый термин, но суть его присутствовала всегда. Фейк – это всегда искажение реальности, которое нам подсовывают как самую настоящую правду. Мы несомненно ему поверим, поскольку негатив для нас всегда выглядит правдивее любого позитива. Мы еще обязательно подумаем, что негатив этот от нас скрывают плохие политики. А если поверим, то будем передавать дальше, ведь негатив всегда распространяется лучше, чем позитив, поскольку считается правдой.
Однако сегодня Великобритания отказалась от термина фейк, считая, что в качестве фейка иногда могут проходить и случайные заблуждения людей. Человеку просто могло показаться, а мы его за это будем наказывать. А вот сознательный обман – дезинформация – остается уголовно наказуемым явлением.
В нашей голове есть модель мира, где всякое событие имеет начало и конец, причину и следствия. По этой модели коронавирус не может возникнуть сам по себе. Для ее полноты он обязательно должен иметь автора. А дальше дорожки немного расходятся: часть будет привязывать возникновение к Китаю, часть – к США. Но это будут те же люди, которые и до этого все плохое видели приходящим либо от того, либо от другого. Фейк привязывает новый факт к старой мифологии.
Мы рациональные существа, мы всегда будем видеть мир более системным, чем он есть на самом деле. Любое случайное событие сразу становится в нашей голове понятной реализацией какой-то закономерности.
Почему фейки использовались, например, в президентской кампании Трампа 2016 года? Во-первых, в кампании на вес золота ценится именно негатив, особенно в момент, когда его уже поздно опровергать, приблизилось время голосования. Во-вторых, фейк – это анонимный негатив, поэтому за него никого нельзя привлечь к ответственности. В-третьих, негатив подбрасывался сторонникам и того, и другого кандидата, чтобы вывести их из себя, создав напряжение и волнения внутри страны, когда, например, так называемые ольгинские тролли, сидя в Санкт-Петербурге, выводили на улицу друг против друга манифестантов, которые были за и против мигрантов или ислама. И теми, и другими руководили из одной точки.
Те, кто ведут избирательную кампанию, всегда будут заинтересованы в негативе о своем противнике, поскольку именно на негатив люди реагируют наиболее остро. Успешные кампании не бывают рациональными, они всегда эмоциональны. Эмоции "гасят" наше рациональное мышление, заставляя реагировать быстро и без лишних раздумий. В день голосования за выход из ЕС жители Британии получили по Твиттеру наибольшее число сообщений с аргументами "за". На них не надо было отвечать, за них следовало голосовать.
Фейки, конспирология и мифология сплелись воедино и в случае коронавируса. Это попытка овладеть нашим разумом сквозь эмоции. Мы люди, поэтому эмоции будут всегда нам ближе любых рациональных объяснений. А на эмоции реагируют только эмоционально, а не рационально. Эмоции порождают автоматическое реагирование, о котором и мечтают политтехнологи, поскольку тогда мы пойдем по пути, который они для нас сконструировали. А думать всегда опасно, в голову может прийти совершенно неожиданная мысль.
Газета Guardian раскрыла данные отчета мониторинговой команды ЕС, которая обнаружила за два месяца 80 примеров дезинформации из российских источников, которые преследовали цель углубить кризис публичного здоровья на Западе (6).
Коронавирус становился в них биологическим оружием, разработанным то в Китае, то в США, то в Великобритании. Конспирологическая теория приписывала его мигрантам. То есть внешний враг всегда оказывается "полезен", это чисто биологическое неприятие "чужого".
Задачей подобных сообщений был подрыв общественного доверия к системе здравоохранения стран ЕС. То есть, чем негативнее создается ситуация внутри, тем больше новых возможностей для разного рода интервенций извне она предоставляет. Чем слабее система, тем на нее легче влиять.
Атакующие хорошо пользуются правами на свободное слово, существующие в демократиях. Сами они у себя в странах отличаются жестким контролем за медиа. Оттуда то и дело слышатся запреты и уголовные преследования. Однако анонимная атака в чужой стране не знает таких запретов.
Активно используются мемы как вариант визуальных фейков. Так к Ирану тянутся ниточки от таких мемов, которые распространялись в Фейсбуке. Например, бывшая первая леди Мишель Обама держала в руках плакат "Иммигрант забрал мою работу", намекая на родившуюся в Словении Меланию Трамп. Фейсбук заявил, что он удалил 652 фальшивых аккаунта, возникших в иранской части Фейсбука (7).
Такие информационные интервенции всегда несут в основе своей негативную информацию, а негатив получает в среднем в четыре раза большее распространение, чем позитив. Пользователи соцсетей сразу спешат им поделиться с друзьями. А поскольку друзья подбираются по общим интересам, то это значит, что и на них, на их модель мира фейк повлияет столь же активно.
Американские военные очень четко видят проблемность с коронавирусом, когда заявляют об угрозах, идущих от Китая и Ирана. Во-первых, в момент национального кризиса дезинформация имеет смертельный характер, тем более к государственным медиа Китая подключились Россия и Иран. Во-вторых, американцы разделились слишком быстро на правые и левые позиции относительно борьбы с пандемией, и это свидетельствует, что нация готова к внутреннему разделению и конфликту (8). Все это является угрозой национальной безопасности, констатируют военные, примером чего стал Мичиган, где вооруженные участники митинга против режима самоизоляции взяли штурмом здание Капитолия (9). Все это отражает существование определенной базовой неустойчивости массового сознания, которой воспользовались, расшатывая его с помощью фейков и конспирологических теорий.
Современные исследователи подчеркивают, что великие империи античности не были мастерами пропаганды (10). Так можно говорить только об основателях христианства и ислама. У них в руках был лишь мощный нарратив, захватывающий внимание рассказами о чудесах. Однако им удалось создать движения, которые стали доминировать на Западе и Востоке. Это сделали Иисус со своими учениками и пророк Мухаммед со своими последователями. Эти религии, кстати, оказались намного сильнее возникших позднее идеологий, которые использовали для своего продвижения современные медиа. Религии более эмоциональны, идеологии – более рациональны. А эмоции всегда победят рациональность.
Сегодняшние "пророки" говорят не о великом. Анализ 3517 кейсов рекламы в Фейсбуке, купленной Россией, дал следующие результаты. Это было временем президентских выборов в США, поэтому прямые и косвенные цели касались их (11):
- больше половины рекламы (1950) акцентировало расовые вопросы, они получили 25 миллионов реакций,
- почти 25% касались проблем криминала и полиции, часто с расовыми ассоциациями, одни рассказывали как полиция обращается с афроамериканцами, другие поддерживали группы по поддержке полиции,
- разделяющая расовая реклама начиналась с 44 кейсов в месяц в 2015 году и стала резко возрастать к моменту выборов в 2016, достигнув числа 400, дополнительные 900 появились до мая 2017,
- только 100 рекламных текстов открыто говорили о поддержке Д. Трампа и оппозиции Х. Клинтон.
То есть перед нами предстает более тонкий подход, чем это кажется на первый взгляд. Этот тонкий подход строится так, чтобы не навязать решение, а подвести к нему пользователя. А самостоятельно принятое решение сильнее влияет на человека, чем навязанное.
Свежие данные по социологии настроений американцев демонстрируют имеющуюся широкую базу для фейков и конспирологии (12). 29 процентов американцев верят, что угроза вируса преувеличена специально, чтобы уменьшить шансы Д. Трампа на переизбрание. 31 процент считает, что вирус был создан и распространяется специально. 30 процентов – что опасность вакцинирования скрывается, 26 процентов думают так об опасности технологий 5G. Как видим, все это уже присутствует в головах, нужно только умело их активировать.
Фейки были всегда. Они словно маленькие мыши в амбаре. Только раньше к их созданию и распространению не были подключены автоматические боты. Теперь создание и распространение лжи стало очень дешевым. А дешевого товара можно производить сколько угодно. Тем более что за управление мозгами чужих граждан никаких денег не жалко...
https://www.usatoday.com/story/tech/2020/01/10/iran-influence-operations-target-americans-after-soleimani-killing/4422491002/
За підтримки Федеративної Республіки Німеччина